Захотелось поговорить про странное.
История Дамиэля - она очень простая, и именно ее потом столько раз повторяли на разные лады. История о "силе любви", как-то так?
А есть еще другое, не перекочевавшее во все последующие милые сказки: история не о силе любви, а о слабости чего-то намного более важного.
И история о Кассиэле.
И история о Кассиэле.
Дамиэль - время настоящее. Он очень человек и очень ребенок. Удивляться, играть, смотреть на забавные картинки. Его занимает все наигранное, неестественное, ломающее обычный ход человеческой жизни. Он и ход своей собственной жизни сломал - хотя был ли он когда-нибудь ангелом? Кажется, нет. Кажется, он слишком прост, слишком глуп и слишком падок на чудные зрелища и новые ощущения.
Кассиэль - время прошедшее, нам много раз очень ясно дают это понять, и не зря. А еще именно он здесь настоящий ангел, вмещающий в себя столько мудрости, спокойствия, боли и любви, сколько человек вместить не может. Любви к людям и к жизни. Его стихия - обыденность, не сломанные порядки, и он балансирует на очень правильной грани между любовью и отстраненностью.
"Мы не можем стать дикарями, пока мы серьезны", - говорит он. И он сам серьезен, очень серьезен в таких вещах, в которых хотя бы кому-то нужно не быть дикарем, чтобы мир не полетел к чертям. Кому-то - это, видимо, как раз ангелам. Таким, как он.
В Дамиэля я не верю, в Кассиэля - верю, хотя (или потому что) он, на самом деле, сам по себе жуткий анахронизм. Грустно.
И, наверно, поэтому я все еще боюсь смотреть вторую часть - потому что знаю, о чем она. Но рано или поздно буду - потому что Зандер, его удивительное лицо и его удивительно правильный ангел.
Конечно, можно считать, что это фильм о людях - так обычно и считают, и вполне логично. Другой вопрос - если это люди-дамиэли, то нужно ли оно? Последние полчаса фильма все-таки не зря так нарочито нелепы, смешны и ходульны. И мне хочется думать, что тут можно говорить о чем-то большем, чем очередные люди с их очередными утренними газетами и чашками кофе (в 87м эти бытовые проповеди, кажется, еще не скрипели на зубах с такой силой). И тогда обретает смысл повторение почти что одной и той же сцены с Фальком - только Дамиэль подает руку, а Кассиэль нет.
Неблагодарное, конечно, дело искать смысл в артхаусном кино. Но в этом конкретном - почему-то иногда очень хочется.