Меня сейчас пробило на политико-журналистскую тематику, это почти необъяснимый факт, соберусь с силами - выдам пачку рецензий на хорошие фильмы про-Кеннеди-и-дальше, но пока хочется поговорить о "Никсоне" - причем совсем без политики.

Мой интерес к операторской работе в любом фильме - штука почти патологическая и, кажется, абсолютно понятная. Я могу вышивать, писать грамматические упражнения, решать задачки или делать еще невесть что под какое-нибудь кино - но картинку я все равно вижу. Потому что, в конце концов, если картинка не важна - можно почитать книгу или послушать радио.
"Никсон" - четырехкратный, кажется, номинант на Оскара и, в целом, очень сильный фильм. С отлично выстроенным сюжетом, понятной долей пафоса и идеологии и, конечно, тремя часами шикарного Энтони Хопкинса. Но смотреть его все равно сложно - операторам и монтажерам буквально каждые пять минут хочется заново оторвать руки, потому что это месиво: документальные кадры, мельтешащие сцены, моментальное переключение с неаккуратной съемки "под хоум видео" на красивую кинематографичность, смесь обычной пленки с состаренной... "Мои глаза!!!!" - называется это двумя словами.
На самом деле, жанр почти обязывает. Такая смесь есть и во "Фросте - Никсоне" (который в остальном намного слабее, зато с операторской точки зрения в нем есть серьезная идея), и в "Клане Кеннеди" (разный размер кадров, черно-белое - цветное, и тоже с явным смыслом)... Но такого "буйства красок" я не помню больше нигде. Причем оно абсолютно неосмысленное в большинстве случаев, что обидно. И добившее окончательно - "подложенная" под снятую в студии президентскую трибуну толпа, опять на другой пленке. Еще раз - "мои глаза!" и "дайте мне развидеть это обратно". (Да, я помню, что девяносто пятый год - так буквально в двух шагах от него, например, будет снят кэмероновский "Титаник" с хорошими комбинированными съемками. И бюджет у Стоуна был хоть и меньше, но довольно приличным.)

Зарубка на дереве, на самом деле, будет про то, как легко испортить отличную идею плохим исполнением, - в очередной раз. И неважно, что это - сценарий, текст выступления или даже просто отвратно выровненная статья. Сколько там процентов информации мы получаем через зрение?..